Фрунзенский районный суд принял уникальное решение в деле о падении льда на крышу припаркованного у дома автомобиля: в отличие от десятков подобных случаев, когда виноватыми признаются коммунальщики, ТСЖ «Будапештский» было оправдано, так как много раз предупреждало владельца «Тойота Аурис» об угрозе схода наледи, а председатель ТСЖ даже брал ключи от машины, но та не завелась, а собственник водить не умеет.
В начале января 2011 года на новенький автомобиль «Тойота Аурис», припаркованный у дома 8, корпус 6, по Будапештской улице, упала глыба льда. Вскоре после этого собственник машины - молодая девушка подала в суд на ТСЖ «Будапештский», которое отвечало за уборку снега с крыши, с требованием оплатить ремонт в размере 178 тысяч, а также предоставить моральную компенсацию в 50 тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в декабре 2010 года, вместе с началом снегопадов, руководство ТСЖ несколько раз вывешивало объявления о том, что в определенные дни и часы будет производиться уборка снега с крыши и поэтому автомобилисты должны убрать свои автомобили. Однако одна машина – та самая «Тойота Аурис» – оставалась стоять на месте. Как выяснилось, она принадлежит жительнице этого дома, которая хоть и является собственницей транспортного средства, но водить не умеет. За руль время от времени садится ее отец, когда приезжает в Петербург из другого города, где он постоянно проживает. При этом часто уезжает из Северной столицы и сама девушка, и когда техник ТСЖ однажды позвонил ей с просьбой убрать машину, она ответила, что не может сделать это, так как ее нет в Петербурге.
В итоге машина продолжала стоять у дома, и снег с козырька балкона на 9-м этаже, расположенного над местом стоянки, не убирали. Когда же девушка наконец приехала в Петербург, то передала ключи от «Тойоты» председателю ТСЖ Сергею Иванову, чтобы он отогнал машину в сторону. Тот сел в автомобиль, но не смог завести его: от долгого стояния сел аккумулятор. Ключи пришлось вернуть, а снег продолжал скапливаться. Как рассказала «Фонтанке» сама девушка, она предложила руководителю ТСЖ сбросить снег прямо на машину, пока он рыхлый, до возможной оттепели. Однако, как говорит Сергей Иванов, 21 декабря альпинист, попытавшись аккуратно сбросить снег прямо на машину, отказался это делать, так как не был уверен, что эта операция пройдет без вреда для транспортного средства. При этом ситуация и отказ альпиниста были зафиксированы в специальном акте, составленном ТСЖ.
Кульминация этой истории наступила накануне Нового года. По словам Сергея Иванова, 27 декабря он встретил хозяйку машины и сказал ей, что для того, чтобы убрать снег со злополучного козырька, он специально вызовет альпиниста; та ответила, что скоро уезжает и присутствовать при уборке не сможет. Снег не убрали снова, она действительно уехала, а ключи в ТСЖ не занесла. И когда в начале января наступила оттепель, то последовала и развязка этой истории: наледь на балконе подтаяла и свалилась на «Тойоту» 2010 года выпуска. Прилетевшая с 9-го этажа глыба оставила вмятины на крыше и задней двери, сломала обшивку потолка и спойлер.
Как рассказала «Фонтанке» собственница, ее автомобиль застрахован по ОСАГО, поэтому единственным способом возместить ущерб для нее было подать иск к ТСЖ. При этом, как следует из материалов дела, она не отрицала, что ТСЖ предупреждало ее об угрозе падения льда и что она даже давала ключи председателю. Но она подчеркивает, что, уезжая из города под Новый год, предупредила об этом главу ТСЖ и попросила звонить ей в случае возникновения проблем; правда, непонятно, как мог бы помочь этот звонок, если ключи она не оставила. Несмотря на это, девушка заявила на суде, что председатель не позвонил ей и не предупредил, что ее «Тойота» мешает уборке снега, а поэтому ТСЖ несет ответственность за причиненный ущерб.
Однако Фрунзенский районный суд в итоге принял сторону коммунальщиков, посчитав, что ТСЖ выполнило свои обязательство по очистке крыши от снега, а также предприняло все возможное, чтобы заставить девушку убрать автомобиль. При этом, как говорится в решении суда, самостоятельно эвакуировать автомобиль ТСЖ не могло, так как не имеет на это юридического права. В итоге «Тойота Аурис» с проломленной крышей так и стоит на том же месте, где на нее полгода назад рухнул снег.
По мнению экспертов, этот случай – уникальный: обычно коммунальщики признаются виновными в падении снега, так как, согласно действующему законодательству, именно они отвечают за санитарное и техническое состояние общего имущества, и в том числе за уборку снега с крыши.
По словам президента Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Евгения Дубенского, при выяснении обстоятельств повреждения автомобилей, застрахованных по КАСКО, в 99% случаев признается вина коммунальщиков. Такая же статистка наблюдается с машинами, застрахованными по ОСАГО: когда собственник авто подает в суд, чтобы получить деньги с управляющей компании или ТСЖ, то и здесь в большинстве случаев принимается сторона потерпевших. По оценке игроков рынка, за прошедшую зиму число обращений в страховые компании в связи с падением льда на крыши машин увеличилось на 20% по сравнению с зимой 2009/2010 годов. В количественном отношении, по его словам, речь идет о сотнях случаев.
Источник: "Фонтанка.ру", Андрей Захаров, 05.07.2011