"Виктория"
Будапештская д.7
E-mail:    Пароль:       Регистрация 
Всё Купчино Ру
         ГЛАВНАЯ          НОВОСТИ          ТСЖ          ФОТОГРАФИИ          О ДОМЕ          СПРАВОЧНАЯ          ФОРУМ
 

Метро в разломе. У питерской подземки хорошие проекты и плохое финансирование

"Российская газета" (Центральный выпуск) N3518 от 5 июля 2004 г. Михаил Телехов

Петербургский метрополитен сегодня - это 58 станций, более 100 километров действующих туннелей, а также свыше 20 километров "черных" подземных путей - почти готовых, но необлицованных и "невылупившихся" на поверхность земли в виде станций.

Средств на продолжение строительства подземки в последнее время у Петербурга не было. Удавалось лишь поддерживать в рабочем состоянии уже прорытые рабочие ветки (на эти цели ежегодно выделялось около миллиона рублей) да кое-как наскребать денег на вялотекущий ремонт аварийной "Кировско-Выборгской" ветки (с 1995 года он "съел" около 5,3 миллиарда рублей из федерального и городского бюджетов). За последние 12 лет в Петербурге было введено в эксплуатацию лишь 11 километров линий метро. В результате сегодня сеть метро отстает от городских потребностей более чем на 20 лет.

Три программы

Городские власти периодически рассматривали разные варианты расширения туннельной сети и даже принимали соответствующие программы. Но из-за отсутствия бюджетных средств на их воплощение все это пока остается бумажной фантазией. Например, согласно плану 1995 года предполагалось за 15 лет довести число линий метро до семи и открыть 30 новых станций. План предусматривал организацию кольцевой линии.

Принятая в апреле 2002 года правительством Петербурга "Программа развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта Санкт-Петербурга до 2015 года" значительно отличается от составленной в прошлом веке. К 2005 году авторы программы предлагают закончить нынешние подземные долгострои: кроме открытия движения по участку "Размыв" планировалось ввести в строй станции "Комендантский проспект", "Адмиралтейская", "Балтийская-2" и "Спортивная-2" (2005-2007 гг.). На 2010 год намечен ввод Фрунзенского радиуса (линия N5, она будет называться "Купчинско-Приморская").

С 2011 года предполагается начать строительство седьмой ветки ("Охтинско-Петроградской" - кольцевой). Но проехать по кругу к окончанию отчетного периода программы будет еще нельзя: ввод станций на этот период пока не запланирован. Но если программу выполнить удастся, то к 2015 году в Петербурге должны появиться 41,5 км новых путей, 21 станция и два электродепо. На все это потребуется 87,4 миллиарда рублей.

А если заглянуть в более отдаленное будущее, обрисованное конструкторами ОАО "Метрострой" в перспективной программе до 2030 года, то преображение подземки покажется совершенной сказкой. Восемь линий метро с конечными станциями на Ржевке, в Лигово, Шувалово, Ручьях, Конной Лахте и т.д. Отдельная ветка к Большому морскому порту, кольцевая линия, дополнительные выходы из метро в центре города. Всего на новой схеме нанесено около 160 станций - втрое больше, чем действует сейчас.

Дело в грунте

Но пока о строительстве новых линий метро в Петербурге можно говорить лишь в сослагательном наклонении. Чтобы реализовать программу развития подземки, необходимо ежегодно тратить на это около 7,3 миллиарда рублей. В городском бюджете-2004 на нужды метро было запланировано лишь 2 миллиарда рублей (по миллиарду на ликвидацию размыва и на строительство станции "Комендантский проспект", которую планируется открыть в начале 2005 года). Не стоит ждать серьезной помощи и от федеральной казны: в 2004 году на развитие всех шести метрополитенов страны предусмотрено 2,4 миллиарда рублей, из которых Петербургу досталось меньше половины. А полная стоимость программы превышает весь годовой бюджет Северной столицы. Доходы же самого метрополитена - мизерные по сравнению с вышеперечисленными цифрами.

А если сложить бюджетные источники финансирования подземных проектов, не получится и половины суммы, требующейся на программу развития метро. Впрочем, надежда на получение федеральных субсидий у города все же есть. По словам губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, она собирается добиваться увеличения помощи питерскому метро со стороны федерального бюджета и даже получила на это принципиальное согласие президента Владимира Путина.

И все же главная проблема петербургского метростроения - это даже не отсутствие денег, а пресловутые сложные грунты. Как пояснили в "Ленметрогипротрансе", значительная часть Петербурга стоит на так называемых пылеватых обводненных тонкодисперсных песках. В переводе это означает, что почвы в нашей местности очень подвижны и чувствительны к малейшим колебаниям.

Чтобы избежать риска возникновения аварийных ситуаций, подобных той, которая произошла между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества", в районе новой станции "Комендантский проспект", которая тоже находится в зоне подземного русла Невы, туннели сразу решили опустить на большую глубину - они прошли намного ниже русла. После открытия станции у Петербурга появится еще один предмет для гордости - "Комендантский проспект" станет самой глубокой станцией в России.

Выйдем на поверхность?

Прокладка метро в Петербурге осложняется еще и тем, что в центре города почти все здания - памятники архитектуры. Чтобы они не страдали от колебаний почвы, которые создает движение поездов в метро, туннели нужно строить очень глубоко под землей. Это и сложнее, и дороже. Для сравнения: правительство Москвы в своей программе развития метрополитена закладывает по 1,7 миллиарда рублей за километр. Петербургская же программа обходится в среднем в 2,1 миллиарда за километр.

Так же и в центре Петербурга строить выходы на поверхность практически негде. Ведь для этого пришлось бы разбирать существующие здания, как, например, это было сделано при сооружении выхода со станции "Маяковская": дом на ее месте был снесен и построен заново, "Достоевская" вообще стерла с лица земли пять домов. Сейчас конструкторы оптимистично проектируют выход со станции "Адмиралтейская" без ущерба зданиям, стоящим на углу Невского проспекта и Малой Морской улицы. Но специалисты КГИОП сомневаются в точности расчетов метростроевцев.

В связи с подземными трудностями "Метрострой" предлагает сделать часть линий наземными и надземными. Сейчас в Петербурге есть несколько станций, где поезда метро выходят на поверхность (например, "Купчино", "Девяткино", почти на поверхности находятся станции "Проспект Ветеранов", "Ленинский проспект", "Автово"). В целом, по словам инженеров компании, строительство наземного метро обходится в 2-2,5 раза дешевле, чем подземного. А эксплуатация таких линий, по предварительным расчетам, будет в пять раз дешевле.

Но пока все рассказанное нами существует только на бумаге. Кроме разве что подготавливаемой к вводу в эксплуатацию станции "Комендантский проспект". И для повышения оптимизма, кроме слов и программ, у нас ничего нет. Фантазии проектировщиков сдерживаются деньгами и физическими возможностями строителей при работе с жидкими грунтами Северной столицы.

Справка "РГ"

В Петербурге только четверть всех пассажиров полностью оплачивает свой проезд (то есть покупают жетоны по номинальной стоимости). Около 41процента ездят бесплатно,

16 - составляют льготники (по 33 льготным категориям), остальные приобретают проездные билеты. По грубым подсчетам, метрополитен ежегодно недополучает 350-450 миллионов рублей.



Губернатор объехала 5 строящихся станций петербургского метро

18 ноября. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко проинспектировала строительство пяти станций Петербургского метрополитена

Матвиенко потребовала ускорить ввод новых станций метро

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко провела 26 октября совещание о строительстве новых станций метрополитена в городе

Никому не нужный радиус

Большинство экспертов в области недвижимости считают ошибочным решение Смольного строить Фрунзенский радиус метро

Метро в разломе. У питерской подземки хорошие проекты и плохое финансирование

Петербургский метрополитен сегодня - это 58 станций, более 100 километров действующих туннелей...




2006-2011 (с) дизайн Яцеленко А.В.
редактор: Antosha.